Отправляя форму, ты разрешаешь обработку персональных данных и соглашаешься с политикой конфиденциальности.

Завершение регистрации
На номер телефона был отправлен код подтверждения.
Введите полученный код, чтобы завершить регистрацию в системе.
Повторная отправка возможна через 120 секунд

Маркетолог: кто это, что делает и как войти в профессию

  87
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
Маркетолог – что это за профессия

Многие из нас задумывались о том, чтобы попробовать свои силы в новой профессии. Это совершенно нормальный процесс, если учитывать, сколько новых возможностей предлагает современный стремительный мир. В этом материале мы поговорим о такой специальности, как маркетолог. Эта профессия всё чаще оказывается на слуху, причём почти всегда в позитивном контексте. Сегодня, чтобы работать на этой позиции, совсем не обязательно заканчивать специализированный вуз, так как все необходимые знания и навыки при должном усердии можно получить самостоятельно. Но прежде чем говорить об уровне зарплат и функциональных обязанностях, необходимо выяснить, кто такой маркетолог.

Простыми словами о востребованной профессии

Считается, что маркетологи — это люди, которые постоянно проводят маркетинговые эксперименты с потребителями, формируют фокус-группы и организовывают опросы. Ещё относительно недавно такое суждение могло быть практически исчерпывающим. Но развитие информационных и маркетинговых технологий изменило ситуацию. Направлений деятельности маркетолога может быть очень много, так как всё зависит от текущих задач, целевой аудитории, продукта и других переменных. Поэтому для обобщения работу специалиста принято делить на следующие этапы:

  • маркетинг — это деятельность, направленная на привлечение внимание потенциальных клиентов;

  • продажи — это комплекс мероприятий, нацеленный на превращение возможного покупателя в реального.

То есть основной задачей маркетолога является привлечение целевой аудитории (ЦА). Но к непосредственным продажам специалист отношения не имеет.

Пример типичной рабочей задачи

Допустим, компания ведёт бизнес в сфере продажи пиццы и суши с доставкой. Что делает маркетолог в штате такой фирмы? Его задача заключается в том, чтобы как можно больше людей узнали о предложении. Для достижения цели придётся плотно поработать с рекламными инструментами.

Определение целевой аудитории. Руководство заявляет, что упор нужно сделать на молодёжи, так как в меню представлены преимущественно недорогие блюда. Это позволяет определить в качестве целевой аудитории людей в возрасте 18–25 вне зависимости от пола.

Поиск каналов. Теперь нужно сформировать пул каналов контакта с ЦА. Это могут быть:

  • лифты;

  • студенческие форумы;

  • социальные сети;

  • билборды;

  • печатные флаеры;

  • кинотеатры.

И это далеко не исчерпывающий перечень мест размещения рекламы. Если всё сделать правильно, то в компанию начнут поступать заявки, которые уже будут обрабатываться отделом продаж. Несмотря на то, что маркетолог не обрабатывает звонки, от качества его работы будет зависеть не только их количество, но и качество. Поэтому ответственность за выполнение плана продаж во многом ложится на специалиста по маркетингу.

Требования к кандидату

Если обратиться за помощью к любому крупному сайту с вакансиями, то можно сразу убедиться, что маркетолог — это очень востребованная профессия. Но требования у разных компаний будут кардинально отличаться. Некоторые предложения могут обескуражить формулировками:

  • умение грамотно эскалировать проблемы;

  • распределение лимитов по работающим каналам;

  • анализ системных метрик;

  • инициирование улучшения плановых показателей.

Не все требования окажутся понятными, но расстраиваться не стоит. Всегда можно найти компанию, которая реально формулирует свои ожидания от кандидата. Кроме того, минимальный набор компетенций сильно зависит от рода деятельности организации. В одном случае нужно будет владеть офисными программами и аналитическими инструментами, а в другом могут потребоваться навыки в поисковом продвижении и настройке рекламы в интернете. Некоторые работодатели требуют профильное высшее образование, но многим достаточно опыта и реального умения привлекать клиентов.

Главное качество успешного профессионала

Кто это – хороший маркетолог? Это человек, который не только умеет, но и любит работать с цифрами. Нужно морально подготовиться к тому, что 90 % всех профессиональных задач — это прикладная аналитика. То есть ежедневно придётся работать с внушительными массивами цифровых данных. На основе полученных исходных данных необходимо уметь делать правильные сравнения, а также составлять гипотезы, внедрение которых поможет улучшить показатели. Следовательно, человеку с сугубо гуманитарными знаниями и образом мышления может быть очень сложно, особенно на старте карьеры. Но если ради реализации мечты вы готовы научиться оперировать с цифрами, то все точно получится.

В чем сложности

Как мы уже выяснили, профессия маркетолога вплотную соприкасается с продажами. От работы специалиста во многом зависит, сколько заказов получит бизнес, а значит, и то, сколько заработает компания. Из-за этого, скорее всего, вы будете испытывать значительное давление, направленное на максимальное увеличение продаж. Качество работы в значительной мере определяется степенью выполнения недельного/месячного/годового плана по реализации. То есть простого изменения формата объявления или цвета кнопки на сайте недостаточно, так как нужен результат в виде реальных продаж. Причём план нужно выполнять в условиях ограниченного бюджета на рекламу и различных экспериментов.

Размер и формирование заработной платы

Есть и хорошая новость. Как и у хорошего менеджера по продажам, у грамотного маркетолога практически не ограничен уровень дохода. В вакансиях обычно указывается базовая ставка, предполагающая получение основного заработка в виде процента от продаж или бонусов. На практике часто бывает, что заработная плата маркетолога оказывается значительно выше, чем у генерального директора. Также нужно отметить, что никто не захочет «обидеть» или уволить ценного сотрудника, который способствует эффективной генерации продаж. Каждый руководитель понимает, что хорошего маркетолога всегда ждут у конкурентов, что увеличивает ценность кадра.

Если предлагаемая зарплата невелика

Не стоит игнорировать вакансии, в которых указан скромный уровень дохода. Обычно базовый оклад коррелирует со средней заработной платой в регионе. Возможно, на первых этапах вы и не будете получать больше. Но когда получится генерировать стабильный и мощный поток целевой аудитории, то финансовое положение будет стремительно улучшаться. Чтобы понимать, о каких цифрах речь, можно сказать, что маркетолог средней успешности в Москве зарабатывает в пределах 100—300 тыс. рублей в месяц.

Типичный рабочий день в офисе

Рабочий день маркетолога

Отчёты и планирование

Работать нужно будет полную неделю с двумя выходными. Восьмичасовой трудовой день, как правило, начинается в 9 утра. Сам процесс обычно начинается с совещания у руководителя. В зависимости от организационных особенностей компании и её масштабности планёрки будут проводиться непосредственно директором или начальником маркетингового отдела. Совещание стартует в 10 утра, и уже к этому времени нужно к нему хорошо подготовиться. На руках должны быть необходимые отчёты, аналитика, планы и пр.

Взаимодействие с рекламными каналами

Ну что ж, совещание завершилось, ближайшие цели поставлены, а ошибки оговорены. Теперь пришло время садиться на рабочее место для начала эффективной деятельности. Начать придётся со сбора информации с разных рекламных каналов, которая накопилась с прошлого дня. Источников взаимодействия с целевой аудиторией может быть много, включая такие, как:

  • реклама в социальных сетях;

  • SMS и Email-рассылка;

  • кампании на YouTube;

  • контекст;

  • партнёрские сети.

Это далеко не все возможные каналы, так как их существуют десятки. Не факт, что придётся работать со всеми одновременно. Но даже если источников будет много, то всегда поможет специализированное аналитическое программное обеспечение. Такой софт самостоятельно получит информацию, проанализирует и сведет её в единую систему.

Сведение информации

Опытные специалисты не рекомендуют полагаться исключительно на роботизированных помощников. Их алгоритмы «понимают» только цифры, но они не способны оценить реальную ситуацию. Поэтому стоит использовать Excel для учёта и анализа важных показателей. Допустим, вы внесли всю полученную информацию в колонки таблицы. Не забыли указать количество переходов по разным каналам, конверсии и объём потраченных средств из бюджета. Систематическое ведение такого файла позволяет быстро оценивать динамику метрик, вызванную изменениями.

Пример из практики

Чтобы было понятнее, приведём пример из практики. Вы решили увеличить размер кнопки «Купить» на сайте компании, после чего просматриваете первичную аналитику и видите явно негативный результат. На прошлой неделе каждые 15 человек из 100 посетителей посадочной страницы кликнули по маленькой кнопке. А вчерашние отчёты показывают, что с каждых 100 привлеченных юзеров было получено только 9 лидов. Сразу напрашивается желание отказаться от большой кнопки «Купить» и вернуться к прежнему варианту. Но настоящий маркетолог так не поступает. Чтобы объективно оценить ситуацию, необходимо запросить данные из отдела продаж. Получив соответствующие отчёты, вы видите, что 15 лидов, сформированных маленькой кнопкой на прошлой неделе, дали всего 3 продажи. А 9 заявок, полученных после изменений, позволили получить 5 сделок. Следовательно, ваша гипотеза оказалась верной и результативной.

Прочие обязанности

Собственно, ситуация, описанная выше, — это один из алгоритмов подготовки отчёта для утреннего совещания. Теперь нужно поговорить об остальных обязанностях. В этом смысле рабочий день можно разделить на две части.

  • Активная — разработка гипотез, проработка кампаний, оптимизация портрета типичного клиента и пр.

  • Пассивная — отслеживание трендов, конкурентной среды и потребительских настроений.

Вторая часть, конечно же, будет более приятной. На практике она заключается в серфинге по социальным сетям, отраслевым порталам, форумам и пр. То есть вы на работе сможете заниматься тем, что нельзя делать большинству сотрудников. После завершения пассивной части работы можно спокойно отправляться домой — все задачи уже выполнены.

Особенности профессии интернет-маркетолога

Для справедливости нужно сказать, что выше был описан типичный день интернет-маркетолога. Но нужно понимать, что в современных реалиях бизнеса исключительно офлайн- или онлайн-специалистов не существует. Ниже будет подробное разъяснение. В «чистом» понимании интернет-специалист должен заниматься только теми каналами привлечения целевой аудитории, которые реализуются исключительно в интернете. Но в реальности такое редко случается. Сейчас офлайн- и онлайн-инструменты настолько сильно переплетаются в рамках глобальной стратегии развития бизнеса, что их невозможно обособить. Можно с уверенностью сказать, что если вы займёте позицию маркетолога, то придётся заниматься и социальными сетями, и сайтом, и контекстом, и даже таргетом, если потребуется.

Наглядный пример

Для ясности приведём пример. Человек мог увидеть рекламу пластиковых окон в своём подъезде. Понятно, что он не будет звонить и оформлять заявку сразу, ведь замена остекления — это масштабная задача, требующая значительных финансов и нестандартной организации процесса. Несмотря на это, потенциальный клиент уже «познакомился» с брендом. Через несколько дней он может принять решение о необходимости замены окон, но объявления уже не будет. Однако комплексный подход маркетолога поможет ему найти контакт, так как в любимой социальной сети человек увидит рекламу этой же компании. В итоге оба эти канала совершенно не связаны, но вместе они привели клиента. В любом случае сегодня более востребованы интернет-маркетологи, но с навыками работы с офлайн-каналами привлечения аудитории.

Как начинается путь к профессии маркетолога

Частично этот вопрос уже затрагивался в начале материала. Главная сложность начинающего специалиста заключается в том, что большинство работодателей хотят видеть в своём штате только кадры с опытом от 1 года. И это требование можно понять, так как никто не хочет, чтобы на его бизнесе кто-то тренировался. Но что делать новичку профессионального маркетинга? Но обо всем по порядку. Чтобы стать маркетологом, прежде всего нужно много учиться. Хорошие курсы помогут, но сначала нужно самостоятельно освоить хотя бы базовые моменты, чтобы на платных занятиях не путаться в элементарной терминологии:

  • контекстная/медийная/нативная/таргетированная реклама;

  • лендинг-пейдж;

  • CTR, ROI, KPI;

  • воронка продаж;

  • юзабилити;

  • конверсия.

По мере изучения этой терминологии вы получите большой объём сопутствующих понятий и необходимый минимум знаний. Это поможет успешно и результативно пройти курсы маркетинга.

Как маркетологу найти работу

Маркетолог ищет работу

Нужно понимать, что сразу после получения сертификата попасть в офис будет почти невозможно. Но это и не обязательно. Получение опыта лучше начинать в формате фриланса. На специальных биржах и форумах без проблем можно найти работу для новичка. Конечно, первые пробы пера не будут слишком хорошо оплачиваться, но здесь нужно больше ориентироваться не на финансовую выгоду, а на полученный практический опыт.

Офис или фриланс

Чем фриланс удобнее? Прежде всего тем, что в таком формате вы можете брать в работу только те направления, в которых уже разобрались. В офисе на маркетолога сразу «повесят» целый комплекс задач, многие из которых могут не понравиться или оказаться слишком сложными. Свободное плаванье, к примеру, позволяет заниматься контекстной рекламой, но совершенно не погружаться в поисковое продвижение. Стоит отметить, что многие уже успешные маркетологи, планировали только поднабраться опыта на фрилансе, чтобы потом перейти на работу в офис. Но в итоге они так и продолжали работать на себя, зарабатывая серьёзные деньги и выполняя только ту работу, которая им нравится. В общем, окончательный выбор предстоит делать вам, но начать все равно придётся с удалённой работы.

Подведём итоги

Теперь вы знаете, кто такой маркетолог, чем он занимается, какие функции выполняет и сколько зарабатывает. Это интересная и динамичная работа, в которой по определению отсутствует ощущение конвейера. Специалисты ежедневно сталкиваются с новыми вызовами и задачами, так как зарабатывать нужно больше, а конкуренты не дремлют. Многие считают, что это самая креативная работа с цифрами. Важнейшим плюсом профессии считается её стабильная востребованность. Если вы пройдёте обучение, то точно не потратите время зря. Рынки товаров и услуг постоянно расширяются, и кто-то должен делать из множества потенциальных покупателей реальных клиентов. Почему бы именно вам не стать таким специалистом?

  87
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)

Читайте также:

Как стать нашим клиентом?

Просто зарегистрируйтесь в сервисе и пополните счет в Личном кабинете.

Интуитивно понятный интерфейс поможет разобраться в деталях настройки.

наверх